Безликие интерьеры, груды кирпичей и строительного мусора. Вот, во что превратились некогда сверкающие красотой личные покои Екатерины Великой. Вторая мировая, казалось, не оставила шансов увидеть, какими они когда-то были.
«Во время войны после бомбежек здание стояло без кровли. Соответственно было физическое выветривание кирпича. То есть, долгое время он просто промокал, замерзал», – заявил руководитель проекта реставрации Царскосельской янтарной мастерской Илья Антоненко.
Восемь интерьеров – восемь произведений архитектурного искусства. Сегодня они в руках реставраторов. Этот небольшой по площади флигель императрица создавала для себя.
«Эти комнаты в Зубовском флигеле – это отражение ее персоны, отражение ее личности, ее вкусов, ее пристрастий», – поделилась директор Государственного музея-заповедника «Царское село» Ольга Таратынова.
Архитекторов императрица выбирала сама. Камерон, Кваренги – над интерьерами работали лучшие мастера того времени. Синее и молочное аметистовое стекло, серебро, зеркала, камины вместо громоздких печей, белоснежная лепка вместо золоченой резьбы.
«Античность и, так называемая, «китайщина» – это, собственно, два таких больших направления, которые определяют стилистику этих залов. Это и вкус Камерона самого, это и вкус, безусловно, Екатерины Второй», – отметила главный архитектор Государственного музея-заповедника «Царское село» Мария Рядова.
В Синем кабинете – табакерке – императрица отдыхала, в сверкающем Зеркальном – работала, в Серебряном – проводила встречи. Сегодня, когда от былого величия остались лишь стены, мастера все равно находят плюсы. Сохранились габариты помещений, редкие акварели, автохромы и даже деревянные детали пола. Уже что-то.
Это исторический паркет Зеркального кабинета. Он чудом сохранился при пожаре. Сегодня мастера укрепляют основу и восстанавливают утраченные элементы. Задача почти невыполнимая. Например, это розовое дерево, которое сегодня запрещено к вырубке.
А вот исторические стены сегодня рассыпаются от одного только прикосновения. Чтобы их укрепить, реставраторы заполняют трещины специальным составом. Ошибка на этом этапе недопустима.
«Самое важное – это основа. Если основа плохая, если сыпется кирпич, если сыпется штукатурка, то и весь этот многочисленный, многосложный декор, он будет страдать», – пояснил директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.
Работы по укреплению конструкций уже подходят к концу, на это ушло полгода. Впереди – сложнейший этап отделки. И проблема не в мастерах, а в материалах. Реставраторы тратят месяцы на поиск подходящего фарфора, металла, дерева и кости.
«Высочайшие технологии, уникальные приемы отделки интерьеров, почему мы сейчас столкнулись с такими трудностями, уже таких мастеров нет. Будем учиться, наверное, на этих интерьерах», – добавила Таратынова.
Сыграла свою роль и пандемия – проблемы с доставкой материалов. В конце концов пострадал и бюджет. Но в музее говорят, все это мелочи. Еще 5 лет назад там даже не надеялись стать свидетелями этой грандиозной реставрации.