Только хорошие новости России
Вход через соц сети

«Предчувствуя ХХ век» – новая выставка в Третьяковской галерее

«Предчувствуя ХХ век» — выставка в Третьяковской галерее представляет графические работы русских художников. На рубеже XIX-XX столетий именно в графике сосредоточился поиск новых форм в искусстве.
@ Свободный доступ

Эти работы не входят в постоянную экспозицию, из запасников их достают не часто — на пару месяцев, после чего они вновь отправляются «отдыхать от света» на многие годы.

«Предчувствуя ХХ век» — выставка незаурядная во многих смыслах. Редчайшие рисунки, в которых художники передавали между строк то, что еще не наступило, но уже витает в воздухе. Васнецов, Ге, Репин, Серов, Врубель, Борисов-Мусатов — провидцы, открывшие путь в искусство ХХ века.

«Мы постарались представить богатейшее собрание отечественной графики Третьяковской галереи шестью мини-выставками шести самых ярких художников второй половины XIX-начала ХХ века. Художников, определивших картину развития русского искусства. Художников, невероятно интенсивно искавших новый язык», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Рисунок здесь — как медиум новой эпохи. Накануне ХХ столетия графика словно обрела второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи. Именно рисунок, где радикальные нововведения приживались легче, стал лабораторией поиска для художников разных поколений. Решительные реформы передвижника Ге эпатировали публику. Чтобы придать убедительности евангельским эскизам, художник подвешивал натурщика на кресте — передавая всё напряжение мышц. Реалист Репин, отложив инструменты, буквально нащупывает форму руками, пальцами растирая линии контура.

«Репин был человеком увлекающимся, любящим экспериментировать и пробовать себя в разных техниках. Он одним из первых показал графику в рамках передвижных выставок. И тогда о графике заговорили современники. Они были поражены репинскими рисунками, говоря, что они живописны», — отметила хранитель отдела графики Евгения Илюхина.

За много лет до кубистов Врубель обращался с формой не менее своенравно. После «Демона поверженного» он почти не работал маслом. Изображения складывал как мозаику, дробя предметы на множество цветных плоскостей. Для Валентина Серова зона эксперимента располагалась на границе живописи и графики. Яркий пример — эскиз знаменитой картины «Похищение Европы».

Ирина Заславская, куратор: «Он, уже предчувствуя искусство абстракции, переходит к формальным упрощениям. Здесь мы видим волны, в своей форме мы видим, что это некая колористическая матрица всей фигуры Европы — все цвета повторяются в каждой волне, и эти фрагменты разбросаны по всей работе. Позже в абстракционном искусстве тоже самое происходило — художники шаг за шагом упрощали форму довод до каких-то цветовых соотношений».

Борисова-Мусатова современники относили уже к представителю следующего поколения. Он рисует дам в старинных туалетах, усадьбы, заброшенные парки, но его язык — язык нового века. Страстный фотограф, он использовал декоративный эффект пленки в графике, и приглушал краски пастелью — техникой, которую за хрупкость и неуловимость называли «пыльцой на крыльях бабочки». В шести залах (по одному на каждого художника) — около двухсот работ. Отдельные миры, без которых смену эпох в искусстве представить невозможно.

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email

Источник: ТК Культура

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/366225/

Будьте в курсе

Самых последних новостей о жизни и развитии страны.

Сообщение для администрации издания