Россия улучшила свою позицию в рейтинге Doing Business Всемирного банка, поднявшись за год с 31-го на 28-е место (в прошлом году РФ продвинулась на четыре позиции, еще годом ранее — на пять). По баллам результат также улучшился — с 77,37 балла из 100 до 78,2.
Теперь Россия расположилась между Австрией и Японией, опередив, в частности, Китай (31-я строчка), Израиль (35-я), но по-прежнему уступает Казахстану (25-е место).
Рейтинг оценивает стандартные процедуры для модельной компании в 12 областях регулирования, в нем участвуют 190 экономик.
Среди лидеров в этом году — Новая Зеландия (86,8 балла), Сингапур (86,2) и Гонконг (85,3), Дания, Южная Корея и США. Грузия же, годом ранее стремительно вошедшая в десятку, теперь опустилась с 6-го на 7-е место, но опережает Великобританию и Норвегию. «Развивающиеся страны постепенно приближаются к развитым, но разрыв остается значительным»,— отмечают в ВБ. В десяти странах с максимальным прогрессом (Саудовская Аравия, чья оценка выросла на 7,7 балла, а также Иордания, Таджикистан, Пакистан, Китай, Индия, Нигерия и др.) он затронул регистрацию бизнеса, получение разрешений на строительство и международную торговлю, хуже же всего реформируются процедуры банкротства.
Среди российских реформ рейтинг учел сокращение сроков подключения к электросетям в Москве и Санкт-Петербурге, усиление защиты миноритариев (повышение требований к корпоративной прозрачности) и упрощение уплаты налогов за счет заявительного порядка возврата НДС надежными плательщиками.
«За три года у нас прогресс на 12 позиций, Россия остается лучшей из стран БРИКС, но конкуренция усиливается. Тот же Китай передвинулся с 46-го на 31-е место и уже вплотную нас поджимает, даже чтобы сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперед,— отметил глава Минэкономики Максим Орешкин,— но рейтинг не меряет стабильность регулирования, а это то, что для инвесторов важнее всего, и это главная задача правительства на ближайшее время».
В формальных критериях прогресс зафиксирован в получении разрешений на строительство (с 48-го на 26-е место) — минус две процедуры, сокращение с 194 дней до 165 — и в доступе к электросетям (с 12-го на 7-е место, сокращение сроков с 73 до 41 дня и снижение издержек). Позиция по второму и последнему критерию, где РФ входит в двадцатку лидеров,— регистрации собственности — не изменилась (12-е место), как и в блоке международной торговли, хотя в Минэкономики и ФТС надеялись, что составители рейтинга наконец признают упрощение процедур на таможне, в частности в порту Санкт-Петербурга (через который проходит модельная поставка). Однако за год РФ лишь слегка улучшила свой балл (за счет снижения издержек на оформление импорта с $587 до $520), оставшись на 99-м месте. Отметим, рейтинг Doing Business не делает различий между странами, входящими в таможенные союзы, и теми, у которых своя таможенная граница (в случае РФ модельной поставкой являлся импорт запчастей из Германии и экспорт стали в Италию). В итоге первые 20 мест по этому критерию занимают страны ЕС, торгующие с Германией с нулевыми издержками, сетовали ранее собеседники “Ъ” в ФТС. В службе считали завышенными и сроки импорта — если декларация не несет рисков, она выпускается за 2–3 часа, с рисками — не более 24 часов, говорят в ФТС, отмечая, что рейтинг учитывает сроки не только процедур, но и временного хранения товаров.
Ухудшение позиции отмечалось в доступности кредитов — с 22-го на 25-е место (балл тот же), обеспечении исполнения контрактов (с 18-го на 21-е место, балл также не изменился), по регистрации же бизнеса, несмотря на незначительное улучшение балла, РФ опустилась с 32-й на 40-ю строчку — как и в разрешении проблем неплатежеспособности (при небольшом улучшении балла опустилась с 55-й на 57-ю строку). По уплате налогов также произошло снижение с 53-го на 58-е место (хотя балл при этом вырос до довольно высокого — 80,5 — за счет сокращения сроков с 168 часов до 159 и роста индекса по нагрузке после уплаты). В защите миноритариев РФ и вовсе упала с 57-го на 70-е место (минус 1,7 балла), хотя ВБ, видимо, учел апрельские поправки к закону об АО, уточнившие правила выкупа акций ПАО по требованию акционеров (обычно оцениваются изменения законодательства, принятые до мая).
Отметим, защита миноритариев, достаточно важная для иностранных инвесторов в большинстве юрисдикций, заметного влияния на хозяйственную жизнь публичных компаний не оказывает — в отличие от оценок инвестклимата. В целом неопределенность ситуации вокруг позиции РФ в DB — в том, что для крупной экономики с таким уровнем огосударствления ее балл в 78,2, очень близкий к среднему для богатейших стран ОЭСР, является, видимо, чрезвычайно высоким результатом. Добиться радикальных улучшений можно, вероятно, только на пути Южной Кореи, Малайзии или ОАЭ — гораздо более открытых, чем основная часть лидеров DB-экономик: вряд ли такой уровень открытости и конкуренции на внутренних рынках представляется ценным российской экономической и политической элите.