Энциклопедию деревянного судостроения создают в России

Энциклопедию деревянного судостроения создают в России. Нижегородские ученые уже провели исследования.
Фото: Свободный доступ

Нижегородская область всегда была одним из крупных центров деревянного судостроения. Здесь изготавливались лодки самых разных конфигураций: от маленьких ботников до огромных белян. Все они войдут в уникальную энциклопедию, посвященную русскому традиционному судостроению.

«Это набор подробных точных научных публикаций, статей, посвященных судам и судовой практике определенного региона», – пояснил первый заместитель директора по науке Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Александр Окороков.

Это лишь один из этапов создания керженского ботника. Небольшая лодка изготавливалась из цельной осины. Уникальная технология дошла до сегодняшнего дня.

«Заготовку с выбранной внутренностью ставили на козлы вышиной примерно полтора метра и разводили длинный костер. Это было уже весной, когда ботник был мокрый весь. Разогревали, распаривали, причем, когда он достигал нужной кондиции, его тормошили, и он прям весь начинал гулять. Все – можно делать», – говорит генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов.

Идея сделать керженский ботник музейным экспонатом пришла Юрию Филиппову в 2016 году. Однако поначалу экспедиция на Керженец удачи не приносила. Найденные экземпляры или рассыпались в руках, или их просто не хотели отдавать. Только к концу экспедиции на чердаке у одного из местных жителей Юрий Филиппов нашел достойный образец с вековой историей.

При всей своей внушительной длине эта лодка достаточно легкая. При желании ее можно было за веревку тащить за собой по мокрой траве.

А этот музейный экспонат пока ждет своей реставрации. Такие лодки делали в Великом Враге Кстовского района, поэтому и получила она свое название «великовражка». Строить их начали около 400 лет назад на ней перевозили дрова, сено, людей и даже скот.

«Такие лодки сопровождали крупные суда. Представьте себе: идет деревянное судно, его тащат бурлаки. Баржа на мели. Что делать? Немножечко застряла. В эту лодку грузится якорь, завозится на глубину, и баржу стаскивали с мели», – добавил Юрий Филиппов.

Научная работа ведется в рамках госпрограммы и при поддержке правительства страны. Всего запланировано три тома. Нижегородские ученые уже подготовили свой материал.

Алена Карпова

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email

Источник: Телеканал Россия – Культура

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/368207/

Будьте в курсе

Самых последних новостей о жизни и развитии страны.

Сообщение для администрации издания