В ФЭИ совершено научное открытие в сфере гидродинамики

Росатом

28 сентября 2021 года в реестре Российской академии наук под номером №524 было зарегистрировано научное открытие, которое совершил ученый Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского (входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом», АО «Наука и инновации»), доцент, доктор технических наук Валерий Дельнов. Оно относится к области гидродинамики и способно повлиять на проектирование коллекторных систем (являются одним из основных элементов проточных частей ядерных энергетических установок и теплообменников). Результаты могут также найти применение также в химической промышленности, космической отрасли.

Валерий Дельнов исследовал течение жидкости в осесимметричных затесненных и свободных раздающих коллекторных системах (РКС) цилиндрического и плоского типов с обратным поворотом жидкости в коллекторе с различными условиями ее подвода и отвода. Экспериментальным, расчетным и аналитическим путем было установлено неизвестное ранее явление возникновения гидродинамической идентичности в раздающих коллекторных системах, заключающееся в подобии гидродинамических характеристик проточных частей осесимметричных раздающих коллекторных систем, например, ядерных энергетических установок и теплообменников, с различными условиями подвода и отвода протекающей в системах жидкости. Оно принципиально отличается от ранее установленных и изложенных в научно-технической литературе явлений в проточных частях сверхзатесненных и сверхсвободных РКС. Учет отмеченных базовых положений позволяет создать достоверную физическую модель течения жидкости в РКС при создании расчетных программ. Выделенные и систематизированные схемы течения жидкости в различных типах РКС лежат в основе расчета распределений массового расхода (средней скорости) на выходе из коллекторов.

Открытие изменяет сложившиеся научные представления в области гидродинамики РКС и объясняет научные факты и экспериментальные данные, которые ранее не находили научного объяснения. «Эта работа заняла у меня довольно продолжительное время, и я очень рад, что открытие было признано и зарегистрировано. Установленное явление станет основой при обосновании гидродинамики проточных частей РУ типа БН, ВВЭР и перспективных ЯЭУ, разработке и верификации современных расчетных кодов по гидродинамике проточных частей РКС. Отмечу, что в нашем институте это уже второе за последние два года научное открытие в области гидродинамики», – рассказал Валерий Дельнов.

Открытие, сделанное в Год науки и технологий, стало ярким событием в биографии учёного и большим успехом Физико-энергетического института. Валерий Дельнов награжден дипломом и почетной медалью Петра Капицы, Физико-энергетический институт – соответствующими свидетельствами Российской академии естественных наук, Международной академии авторов научных открытий и Международной ассоциации авторов научных открытий.

VK
Поделиться в odnoklassniki
OK

Источник: Росатом

Будьте в курсе

Самых последних новостей о жизни и развитии страны.

Сообщение для администрации издания